Синквейн как приём технологии развития критического мышления на уроках проектной деятельности 11.05.2023

В современной школе используется много различных методов обучения детей. В последние годы стала популярной методика критического мышления, элементы которого можно с успехом применять и на уроках проектной деятельности.

Путём введения в обучение элементов технологии критического мышления (ТКМ) на уроках проектной деятельности идёт большая организация самостоятельной деятельности учащихся. Развивается творческий потенциал учащегося и увеличивается активность.

Сущность ТКМ состоит в том, что учащиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения, например, работу с таблицами, кластерами, работу в парах, в группах, взаимопроверку, создание интеллект карт, написание синквейна. Остановлюсь на синквейне. Что это такое?

Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пять» (в вольном переводе – «пять вдохновений» или «пять удач»). Это пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале 20 века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

Они могут быть использованы на разных стадиях урока: на стадии повторения- сжатое обобщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления – работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.

При внешней простоте формы синквейн – быстрый и мощный результат для рефлексии и синтеза информации. Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу.

Синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).

Таким образом, составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие и образные. Использование синквейна как ТРКМ помогает отойти от стереотипа проведения уроков, потому что их главной особенностью является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности»

Синквейны на тему проектной деятельности.pdf